Проект освещения: подход профессионалов
Руководитель проектного офиса МДМ-ЛАЙТ Сергей Фролов рассказал о комплексе услуг компании. Какие этапы проходит каждое обращение к нам? Чем занимается проектный офис и какие задачи решает. Выяснили, как проект освещения помогает оптимизировать финансовые, временные и трудовые затраты. Чем рискуют заказчики, которые приступают к реализации без дизайна проекта освещения. И для чего автору проекта уверенные знания строительства и менеджмента.
- За проектные услуги в МДМ-ЛАЙТ отвечает Сергей Фролов, руководитель проектного офиса – специалист с многолетним опытом работы в сфере спец освещения. Сергей, расскажите, чем занимается ваш отдел, как вы помогаете нашим клиентам?
- Если мы говорим об услугах, которые сопровождают каждый проект, имеет смысл поговорить и о ходе проекта. Любой проект условно можно разделить на две части: pre-sale (предпродажная подготовка) и post-sale (послепродажное обслуживание). Каждую часть сопровождает определенный набор услуг. В pre-sale это: светотехнический расчет, концепция и моделирование. Эти услуги предоставляются, как правило, на некоммерческой основе и идут как сопровождение коммерческого предложения. По итогам выполнения мероприятий на pre-sale заключается договор, по которому, уже исходя из запросов конкретного заказчика, может быть предоставлен ряд услуг: полная разработка концепции для архитектурно-художественной подсветки, выполнение рабочего проектирования, выполнение комплекса строительно-монтажных работ, авторский надзор, шеф-монтаж, проведение натурного моделирования (Mockup), технико-экономическое обоснование проекта, проведение аудита, реализация интеграционных решений, пусконаладочные работы и программирование систем освещения.
Начнем по порядку: светотехнический расчет – для чего нужен. На практике – это комплекс мер по подбору осветительного оборудования для решения определенных задач. Проектный офис, чаще всего, выполняет его для подтверждения типа и количества осветительного оборудования, предоставляемого в коммерческом предложении. Менеджер, чтобы обосновать свое предложение, запрашивает такой расчет. Для его выполнения требуются чертежи, планы, посады. Работа выполняется в течение 1-3-х дней, в зависимости от сложности объекта. Если мы говорим про архитектурно-художественное освещение, здесь светотехнического расчета недостаточно. Как правило, заказчику требуется концепция, наше видение того, как здание будет выглядеть в темное время суток. На выходе мы предоставляем альбом, в который входит технический скетч, референсы и предварительная спецификация оборудования, по которой можно просчитать бюджет на оборудование.
- Есть вопрос относительно нашей услуги по светотехническому расчету. Зачем он клиенту, может ли он понять, что там изображается? Мы называем это технико-экономическим обоснованием для нашего проекта?
- Да, конечно. Благодаря этой услуге у клиента появляется наглядное экспертное подтверждение корректного расчета проекта. С готовой спецификацией и визуализацией гораздо проще двигаться к качественной реализации, сравнивать предложения, искать аналоги оборудования. Так мы приходим к оптимальному решению с технической и эстетической точки зрения.
- Как клиент понимает, что это то, что ему нужно? Он воспринимает какие-то зрительные образы?
- В специальной программе выстраивается модель помещения, учитывающая отделочный материал, высоту потолков, расстановку мебели. Производится светотехнический расчет освещенности, где мы видим достаточность осветительных приборов. Все подробно представляется в документации. Скетчи, варианты реализации и спецификации оборудования наглядно демонстрируют клиенту то, как мы намерены решать поставленную задачу. Светотехнический расчет подтверждает и обосновывает коммерческое предложение клиенту, дает гарантии предложенным решениям.
- При выполнении расчета мы руководствуемся нормами или пожеланиями заказчика?
- Не все так просто. Принятые нормы и правила устанавливают минимально необходимое количество света в помещении. Также важно учесть все пожелания заказчика, внешний вид и специфику пространства, брендбук, требования архитекторов и дизайнеров, планирующих помещение. Если речь о музее, например, здесь необходимо грамотно и правильно выставить освещение, чтобы подчеркнуть экспонаты, при этом сохранить внешний вид пространства, учесть технические и инженерные особенности – без предварительного расчета, сами понимаете, никаких гарантий.
- Можно ли пренебречь расчетом? Какие риски?
- Мой ответ – нет. Без расчета нельзя. Можно сделать на глаз, но потом будет много сюрпризов и скорее всего неприятных. Проектные ошибки, чем дальше, тем дороже будут стоить в исправлении. Например, по запросу клиента использовать меньше необходимого оборудования – можно что-то не доосветить, но возможна и обратная ситуация, и оказывается пересвет. Это уже почти опасно!
Внимательный клиент хорошо понимает на сколько это актуально для рабочих пространств: офисы, коворкинги, где освещение очень влияет на работоспособность персонала. Наша задача сформировать комфортные условия для работников. Недостаток света напрямую влияет на здоровье и безопасность, что в свою очередь нарушает нормы и правила САНПИН.
- Можно ли сказать, что расчет достаточно быстро делается? Иногда от 1 дня предоставляем, в зависимости от масштабов проекта?
- Как правило, расчет выполняется в течение 1-3 рабочих дней. Если мы говорим про архитектурное освещение, здесь важно на первом этапе показать наше видение результата, с учетом здания, окружающего пространства. Здесь краеугольным камнем будет концепция, от которой отталкиваемся.
- Концепции – это упрощенная визуализация, не очень подробная, которая отражает визуальный эффект?
- В общих чертах экспресс-вариант дает понять наше видение, что мы хотим сделать. Можем предоставить несколько вариантов на выбор, и после того, как заказчик утверждает один из вариантов, возможно с корректировками, мы приступаем к следующему этапу: к разработке полноценной концепции. Там отражаем реальную картинку, как проект будет выглядеть в финале. В примерах также отражаем актуальные тренды в освещении.
- Есть ли сейчас заметные тренды, например, в архитектурной подсветке?
- Из всего множества проектов, которые были реализованы как мной, так и коллегами, мне больше всего нравится здание Политехнического музея. Также мне очень нравится классические здания.
- Экспресс-концепция освещения делается так же быстро, как и звучит?
- Экспресс-вариант для предоставления заказчику делаем быстро, 1-3 рабочих дня. Полноценный альбом будет произведен в течение 2-3-х недель.
- Альбом делается после согласования экспресс-варианта, или может заменять концепцию?
- Зависит от сложности проекта. Часто бывает, что заказчик готов сразу заключить договор на проектирование – в таком случае мы сразу приступаем к выполнению концепций. Но практика показывает, что лучше начать с малого: в рамках брифа заказчика и изучения технического задания выясняются первостепенные векторы реализации, далее переходим к детальной разработке концепции.
- А что если нужно разработать проект с ландшафтного освещения парка, парка, сквера, которого в данный момент не существует, нет примеров и внятного технического задания?
- Благодаря поэтапному подходу к проектированию мы также начинаем со сбора требований, примеров и формируем экспресс концепцию. Это может быть точечная расстановка, визуализированные элементы, но отрисовывать весь парк в 3D – мы начнем после согласования всех деталей проекта. Для сравнения, здание можно сфотографировать и что-то нарисовать, но модель парка требует гораздо большей вовлеченности, чтобы создать качественную и действительно жизнеспособную концепцию.
- Натурное моделирование. Что это?
- Оно относится к pre-sale, служит для того, чтобы показать заказчику реальную работу наших световых приборов. Если речь об архитектурном освещении, интересно будет приложить реальный светильник к фасаду и увидеть, как он работает, с учетом отделочных материалов. Если этим пренебречь, возможны сюрпризы: например, на фасаде прожектор может вскрыть строительные дефекты.
У меня в практике был проект подсветки жилого комплекса в г. Душанбе. После монтажа света на фасадах первых двух этажей стали заметны все недочеты строительства: неровные стены, отличия в тонах отделки, загрязнения, которые появляются в процессе. Это было давно, на приемку работ должен был приезжать Ю.М. Лужков, а за неделю до приемки выясняется, что фасад в ужасном состоянии. Было принято решение сбить штукатурку с двух этажей, сделали всё заново. Вот так, в рамках натурного моделирования мы продемонстрировали как освещение может подчеркнуть «архитектурные особенности».
- Значит, при боковом освещении видны неровности?
- Да, в архитектурном освещении важны как свет, так и тени. Вот если бы изначально приложили светильники к фасаду, все неровности были видны. С другой стороны, есть проекты, когда необходимо подчеркнуть старину, брутальную текстуру отделки, например, это тоже лучше оценить на месте, примеряя и сравнивая различные варианты.
- Интересный кейс. Часто выезжаете на натурное моделирование?
- В зависимости от пожеланий заказчиков. Часто клиенты не знают о такой опции, но мы сами с радостью предлагаем. Такой подход рассчитан на результат и сервис, за которыми к нам и обращаются. Если попадает чужой проект на аудит, заказчику нужно подобрать более сбалансированное решение по срокам и стоимости, всегда готовы предложить свое оборудование, продемонстрировать его работу: выйдем, включим, представим множество вариантов на выбор, вы сами убедитесь. Не боимся сравнений с конкурентами, потому что уверены в своем ассортименте и опыте.
- Это замечательно. Вот у нас есть согласованные концепции, по которым провели натурное моделирование, клиент определился с выбором оборудования, а что дальше?
- Дальше переходим к стадии выполнения рабочей документации. Рабочая документация выполняется исключительно на контрактной основе. Мы переходим к этапу проектирования, то есть к реализации всех документов необходимых для наших технических решений. Список проектных документов зависит от заказа, на каком этапе мы приступаем. Он фиксирует и регламентирует каждую деталь, обеспечивает успешное исполнение наших решений. Например, для реализации наших идей монтажникам, электрикам, строителям и всем, кто будет заниматься выполнением проекта, требуется инструкция. Рабочая документация – это и есть инструкция.
- А если еще проще? Как смонтировать? Это схемы?
- Как смонтировать, куда подключать, на какие болты прикрутить, все содержит рабочая документация. Зачастую этап проектирования проходит в две стадии: стадии «П» (проект) и «Р» (рабочий проект).
Стадия «П» актуальна, если речь о новом здании, о сложном объекте, где параллельно ведется работа множества подрядчиков, где постоянно меняются какие-то решения. Стадия «П» предназначена для согласования решений и бюджета, прохождения государственной экспертизы. После того, как альбом стадии «П» согласован, можно приступить к выполнению стадии «Р», которая уже непосредственно служит для реализации проекта. Сюда же входит пояснительная записка: общие данные, что мы делаем, как, схемы щитов, планы прокладки электрических сетей, сетей системы управления, спецификация оборудования и эскизы.
- Можно ли обойтись без этих 2-х стадий?
- Можно. Можно сразу выполнять стадию Р, если говорим про здание, которое уже существует, где уже спроектированы и смонтированы инженерные системы, где не планируется переносить схемы – тогда можем сразу выполнять стадию «Р» рабочей документации.
- Все стадии подготовки рабочей документации пройдены. Что дальше?
- Дальше, после выполнения рабочей документации, мы переходим к этапу строительно-монтажных работ. Этот комплекс мероприятий нацелен на реализацию проектных решений на объекте заказчика.
- Строительно-монтажные работы тоже ваша зона ответственности?
- Выполняем работы с привлечением наших партнеров. МДМ-ЛАЙТ не монтажная организация, но у нас есть Клуб постоянных партнеров, которые готовы выполнять работы любой сложности. Мы их обучаем и сертифицируем, проводим совместные мероприятия для слаженной работы на всех этапах. Можем и чужими подрядами руководить – такая услуга называется шеф-монтаж.
- Это очень интересно. Для чего нужно заказчику заказывать у нас монтажные работы? При наличии рабочей документации что может пойти не так?
Сюжетов развития множество, например бывает так: заказчик может купить у нас оборудование, без каких-либо дополнительных услуг и обязательств, кабель напрямую с завода, нанять бригаду монтажников. Когда это засветится не так, как планировали, наполовину, не в ту сторону… Может возникнуть множество вопросов к нам, как к производителю. Или вдруг погаснет один светильник, заказчик должен будет предъявить это подрядчику. Монтажники скажут – что все сделали как обычно. Вы снимаете светильник, везете нам, мы смотрим и даем свое заключение, что виноват монтажник, который, например, подал 380 В. Дальше будет длительная переписка с монтажниками с вашим участием, кто виноват, что делать. Если мы в одном лице и проектировщик, и монтажник, и поставщик, эта головная боль снимается. Если что-то случилось, обращаетесь в одно окно – к руководителю проекта, в обязанности которого входит не допустить даже намека на несоблюдение проектной документации.
- Как мы даем оценку в случае неисправности. Есть основания для этого?
- Да. На базе нашего предприятия есть специальная лаборатория, которая тестирует оборудование. Посмотрев светильник по характерным признакам, эксперты могут определить, в чем причина неисправности. Бывают случаи, когда у заказчика есть своя бригада, которая делает комплекс работ по зданию, нет смысла нанимать кого-то – но для реализации идей проекта мы предлагаем услуги шеф-монтаж и авторский надзор.
- Чем отличаются шеф монтаж от авторского надзора?
- Шеф-монтаж – это обучение персонала заказчика, когда наш специалист выезжает на объект и объясняет, как монтируется, как подключается, как настраивается, обслуживается в дальнейшем. По итогам подписывается акт, передается документация, и заказчик может быть уверен, что его оборудование будет смонтировано надлежащим образом.
- А авторский надзор? Видимо, включает некую оценку?
- Авторский надзор нужен клиенту, который проводит монтаж своими силами, и хочет быть уверен в точной реализации проектных решений. Есть заказчик и генеральный подрядчик. Последний всегда хочет сэкономить. Мы выполнили рабочую документацию, вложили в проект свое решение, оборудование, которое гарантирует ту картинку, которую согласовали. А генподрядчик пытается сэкономить. Закладывают кабель потоньше, материал попроще, оборудование не из списка спецификации: комплектующие можно купить в Китае или подобрать местные «аналоги». В результате смонтированная установка не то, на что рассчитывал заказчик, что называется «ожидание и реальность». При авторском надзоре выделяется человек, как правило, это автор проекта, который следит за процессом и фиксирует отклонения от проекта прямо на объекте заказчика. В случае крайне необходимости отклонений от проекта монтажники могут, например, предложить рациональное решение, представляют авторскому надзору эту идею, инженер рассматривает и вносит корректировки в рабочую документацию. Последнее крайне важный этап для дальнейшего обслуживания проекта, регистрации коммуникаций, возможной модернизации.
- Может быть есть реальный пример? Что произошло во время стройки – на последнем этапе, как понимаю?
- Да, вот случай из практики: был проект освещения здания, реализация была выставлена на торги, и появилась другая компания, которая сыграла на понижении цены: предложила более дешевое оборудование, как аналог, но при рассмотрении оказалось совсем не то. Подрядчик в это ввязался, попробовали продвинуть свои идеи, мы в этом отказали, обосновали отказ, и компания не смогла реализовать проект.
- Часто наблюдаю в магазинах, даже в сетевых, что применяют трековые прожекторы, которые иногда светят выше, или в лицо – такое тоже бывает.
- Здесь, возможно, кто-то решил сэкономить, может, заказчик сам решил купить оборудование, сам повесить. Получилось то, что получилось. Может, никто не следил за процессом установки, такое тоже бывает.
Что касается юстировки оборудования – после того, как оно смонтировано, его необходимо правильно нацелить.
- Для каких объектов актуально?
Для ритейла, магазинов, выставок, музеев, архитектурного освещения. По архитектуре зависит от того, как направишь свет, можно либо подчеркнуть красоту здания, либо недостатки. Что касается магазинов, здесь существуют очень четкие требования, методика подсветки витрин. Тот же манекен можно подсветить разными способами – выигрышно или наоборот. Доверить это монтажникам – нет, нельзя. Музеи – комментарии излишни. Выставление правильной позиции световых приборов, правильная настройка цветовой температуры и светового потока помогают преобразить объекты искусства.
- А что касается музейного освещения?
- Музейные хранители лучше, чем кто-либо, понимают важность освещения, подсветки экспонатов, как ложится свет, тень. В каждом музее есть техник или техники, которые отвечают за временные инсталляции и понимают, как нужно устанавливать свет.
- Предлагаем ли мы настроить оборудование на коммерческой ли основе?
- Как правило, услуга юстировки входит в стоимость этапа строительных работ, либо бонусом включается в поставку оборудования.
- На этом все? О проектах сейчас?
- Сейчас работаем над подсветкой отеля в Крыму. Проект нестандартный, с индивидуальным подходом со стороны заказчика. Сначала попросили выполнить расстановку оборудования на фасаде, показать концепцию и после этого перейти к натурному моделированию. Под эту задачу мы построили 3D-модель здания, и визуализация была выполнена в виде нескольких рендеров с вписанием модели в окружающую среду, и с динамичной картинкой.
Отправьте нам заявку и получите консультацию по проекту освещения!
Мы на выгодных условиях сотрудничаем с архитекторами и дизайнерами, сетевыми магазинами, строительными и девелоперскими компаниями, проектными организациями и дилерами. Свяжитесь с нами, и мы обсудим детали сотрудничества
Спасибо, мы получили Ваше
обращение и перезвоним в
ближайшее время!
В рабочий день среднее время
ожидания не превышает 15 минут
Отправка заявки завершилась неудачей, пожалуйста, повторите попытку позднее
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
Теги: Архитектурное освещение, Источники света, DIALUX