Спасибо, мы получили ваше обращение и перезвоним в ближайшее время!
В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут
Закрыть окноСпасибо, мы получили ваше обращение и перезвоним в ближайшее время!
В рабочий день среднее время ожидания не превышает 15 минут
Закрыть окноМетрополитен – одна из самых интересных и наиболее консервативных в отношении освещения областей. Достаточно сказать, что нормы освещенности, прописанные в СНиП «Метрополитен» еще в 50-х годах, не менялись вплоть до 2003 года, когда были приняты СНиП 32-02-2003. Хотя оформлению станций метро в бывшем Советском Союзе придавалось очень большое значение (в этом смысле наш метрополитен существенно отличается от более функциональных станций подземки во многих зарубежных странах), освещение станций метро по преимуществу было минимальным – достаточным лишь для обеспечения безопасности пассажиров.
Однако в последнее время отношение к проектированию метрополитенов существенно изменилось, было принято несколько актуализаций существующих норм и правил, в частности «СП 120.13330.2012. Свод правил. Метрополитены. Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 270). Изменилась и концепция освещения метрополитена, которое все больше раскрывает архитектурно-художественные особенности станций и обеспечивает высокую степень комфорта для пассажиров и персонала. Вместе с тем, появились новые светоотражающие и рассеивающие материалы и технологии, разнообразнее стали форма и размеры светильников. Это позволяет находить более энергоэффективные и экономически оправданные решения, повышать освещенность станций с учетом всех требований и делать освещение более выразительным.
На станциях метрополитена используется преимущественно равномерное общее, а также локализованное рабочее освещение, скрытая (закарнизная) подсветка и направленный свет, подчеркивающий архитектурные особенности и элементы дизайна в оформлении.
Общий свет играет огромную роль в подземных сооружениях, так как помогает преодолеть естественное для человека сопротивление и чувство страха абсолютной темноты. С помощью правильного освещения можно нейтрализовать отрицательное воздействие замкнутого пространства, «снять» давление того многометрового слоя земли, который отделяет нас от солнечного света и воспринимается где-то на подсознательном уровне. Как известно, ярко освещенный потолок и стены помогают визуально расширить границы любого пространства, поэтому на станциях метрополитена рекомендуется обеспечивать достаточную освещенность не только на уровне пола, но и на уровне стен и потолка. Это поможет избежать появления чувства психологического дискомфорта.
Для освещения средних и платформенных залов рекомендуется использовать преимущественно отраженный и переотраженный свет, направляя светильники на стены и свод потолка. Такое освещение обеспечивает высокую степень комфорта и существенно повышает уровень освещенности без лишних энергетических затрат. Использование отраженного света в зоне платформы позволяет машинистам въезжающих на станцию поездов быстрее адаптироваться к свету после темного тоннеля.
Другое, более современное решение, отвечающее требованиям норм, – использование большого количества маломощных светодиодных источников света. Этот прием позволяет реализовывать довольно эффектные и выразительные проекты, обеспечивая при этом высокий уровень освещенности и комфорта. Вместе с тем такая система освещения потребляет мало энергии, не требует эксплуатационных расходов, более надежна и долговечна.
Еще один важный показатель зрительного комфорта освещения – цветопередача источников света. Использование ламп с индексом цветопередачи Ra ?80 оказывает гнетущее впечатление, а также искажает цвета в отделке интерьера, нарушая общую архитектурную выразительность и эмоциональное восприятие станции. Если в оформлении используются натуральные природные материалы (мрамор, гранит), росписи, мозаики, применение источников света с высоким индексом цветопередачи обязательно.
При проектировании освещения станций метрополитена следует учитывать и показатель дискомфорта. Согласно СП 32-105-2004, среднее значение показателя дискомфорта осветительных установок должно быть не более 20 с допустимым превышением не более 20%. При этом светильники не должны создавать бликов на мониторах работников метрополитена и в поле их зрения, зеркалах и камерах наблюдения.
Для освещения платформенных и средних залов светильники устанавливают в карнизах свода, кессонах. При открытом размещении светильники обязательно должны иметь матовые рассеиватели, исключающие ослепление машинистов. Не допускается размещение светильников над эскалаторами и ступенями лестниц, над рельсами путей и на высоте более 5 м.
Одно из последних направлений в области освещения метрополитенов – размещение светильников на путевых стенах (примером могут служить московские станции «Славянский бульвар» и «Павелецкая» радиальная). Кстати, такой способ размещения светильников позволяет существенно увеличить высоту свода станций. Долгое время она не могла превышать пять с половиной метров, потому что именно такой размер имеют ремонтные вышки, используемые для обслуживания и замены ламп. При размещении светильников на путевых стенах вышки не нужны – для их обслуживания прокладываются коридоры вдоль платформ, которые также используются для прокладки кабелей и отвода дыма при пожаре.
Согласно СП 120.13330.2012, п. 5.10.6.3, нормы горизонтальной освещенности станций метрополитена рассчитываются исходя из следующих параметров:
Помещение | Плоскость нормирования освещенности | Горизонтальная освещенности освещенность, лк |
Станция: средний и платформенный залы для закрытых станций для открытых станций кассовый зал предэскалаторная зона гребенки эскалаторов и лестничные марши |
Уровень пола То же " " Уровень гребенки ступени |
200 100 200 100 100 |
Коридоры между станциями (тамбуры) | Уровень пола | 100 |
Входные коридоры и подуличные переходы | То же | 75 |
Тоннель перегонный, тупиковый, соединительный | Уровень головок рельсов | 20 |
Участок тоннеля длиной 150 м перед платформой станции и 25 м после нее | То же | 60 |
Участок тоннеля перед порталом длиной, м 5 от 5 до 25 " 25 " 50 " 50 " 75 " 75 " 100 " 100 " 125 " 125 " 150 |
Уровень головок рельсов То же " " " " " |
1000 750 500 300 150 60 20 |
Остряки стрелочных переводов путей | " | 20 |
Служебная платформа в тупиковом тоннеле | Платформа | 30 |
Допустимое отклонение уровня горизонтальной освещенности от нормативной должно составлять не более 20%.
К сожалению, российские нормы проектирования освещения метрополитена не учитывают такой важный в условиях отсутствия естественного света показатель, как неравномерность освещенности. В зарубежных аналогах наших СНиПов отмечается, что минимальный уровень освещенности на краю пассажирской платформы по отношению к средней (средний коэффициент неравномерности) не должна превышать 1:5 для средних и малых станций, 1:7,5 для крупных станций (GM/TT0146 Lighting of Railway Premises, British Railways Board Group Standard, 1993).
Примером ярко выраженной неравномерности могут служить станции «Волжская» и «Славянский бульвар», где освещение осуществляется с помощью высоких торшеров, создающих резкие тени и блики, а коэффициент неравномерности почти в два раза превышает норму (на станции «Волжская» он составляет 1:15).
Освещение помещений для размещения аппарата управления, административно-технического персонала служб и других подразделений метрополитена проектируется в соответствии с требованиями к офисному освещению. При этом нужно учесть, что при отсутствии естественного света в помещениях с постоянным пребыванием работников нормы освещенности следует повышать на одну ступень (СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение, п. 7.5).
Как правило, в метрополитенах применяются светильники промышленного производства с пониженным уровнем шума, работающие на напряжение 220 и 380 В переменного тока. Для общего света зачастую применяются массивные люстры и декоративные торшеры, которые нередко изготавливаются в индивидуальном порядке и становятся стилеобразующими элементами в архитектурном ансамбле станций, создавая необходимую атмосферу и колорит. Светильники индивидуального изготовления должны отвечать требованиям норм пожарной безопасности. Подвесные светильники с одним узлом крепления должны иметь страховочные и спускные устройства (СП 120.13330.2012, п. 5.10.6.7). Осветительные приборы с люминесцентными лампами должны иметь электронные ПРА.
Для подсветки эскалаторов чаще всего используют традиционные торшеры, претерпевшие некоторые изменения. Чтобы повысить уровень освещенности ступеней, светильники поднимают на большую высоту, чем раньше. Это также помогает предотвратить повреждение и оклеивание плафонов рекламными листовками. Источники света могут быть как люминесцентными, так и более эффективными светодиодными.
Постоянное совершенствование источников света, появление новых материалов и оптики позволяет находить более эффективные решения для освещения эскалаторного полотна. Так некоторые современные станции уже используют встраиваемые светодиодные светильники, установленные в боковые и верхние неподвижные части эскалаторов. В первом случае светильники встраиваются на уровне ступеней, во втором – светят направленно вверх, обеспечивая необходимый уровень освещенности комфортным, отраженным от свода эскалаторного тоннеля светом. И в том, и в другом случае удовлетворяется важнейшее требование – невидимость источника света и исключение эффекта ослепления пассажиров.
Массивные люстры становятся стилеобразующими элементами в архитектурном ансамбле станций, создавая необходимую атмосферу и колорит, скрытая (закарнизная) подсветка подчеркивает архитектурные особенности и элементы дизайна в оформлении
Некоторые современные станции уже используют встраиваемые светодиодные светильники.
На вновь проектируемых и реконструируемых станциях метро используются точечные светодиодные светильники для подсветки края платформы и оповещения о подходе поезда: линия из горящих точек обозначает безопасное расстояние для пассажиров на платформе в отсутствие поезда, а при его приближении начинает постепенно гаснуть. После полной остановки поезда линия исчезает и вновь загорается после отхода состава от платформы.
Оборудование для метрополитена должно иметь повышенный ресурс надежности, так как любая перегоревшая лампа связана с необходимостью получения специального разрешения на замену и работу технических служб в ночное время. Кроме того, оно должно быть энергоэффективным и экономичным, ведь работа подземки связана с потреблением огромного количества электроэнергии. Светильники для подуличных переходов должны быть защищенными и вандалоустойчивыми.
Немаловажное требование к системе освещения метрополитена – удобство и простота эксплуатации светильников.
Еще одно немаловажное требование – удобство и простота в эксплуатации. Как это ни парадоксально звучит, но недостаточный уровень освещенности на многих станциях столичной подземки связан с недостатками в эксплуатации светильников. Световой поток ламп зачастую «съедается» пылью, осевшей на стенках ламп и отражателей, нередки и случаи, когда перегоревшие лампы не меняются, так как доступ к источнику света затруднен или даже невозможен без демонтажа.
Помимо общего освещения станции метрополитена в обязательном порядке оборудуются аварийным и эвакуационным освещением. Аварийное освещение должно обеспечивать функции освещения безопасности при эвакуации. Эвакуационное освещение должно обеспечивать указание направления и пути эвакуации.
К аварийному освещению станций метрополитена предъявляются особо высокие требования. В соответствии с СП 120.13330.2012, аварийное освещение предусматривается в пассажирских, производственных и санитарно-бытовых помещениях станций, в перегонных тоннелях и в притоннельных сооружениях. Оно отнесено к особой группе электроприемников I категории. В качестве третьего (независимого) источника питания используют источники бесперебойного питания. Время работы светильников в аварийном режиме от этих источников должно быть не менее 1 часа.
Освещенность при работе аварийного освещения в помещениях для пассажиров (вестибюли, кассовые залы, платформенные залы) и тоннелях должна быть не менее 5 % от уровня рабочего освещения, нормируемого для данного помещения. При этом в пассажирских помещениях освещенность должна быть не менее 10 лк, в тоннелях – не менее 0,5 лк (до принятия СП120.13330.2012 для пассажирских помещений освещенность нормировалась не менее 2 лк).
Номинальное напряжение источников света, используемых для аварийного освещения, должно соответствовать напряжению источника бесперебойного питания. Рекомендуется использовать осветительные приборы с электронными ПРА и энергосберегающие лампы. Тем не менее, на многих станциях для аварийного освещения до сих пор используются светильники с лампами накаливания, так как они одинаково хорошо работают от источника бесперебойного питания как переменного, так и постоянного тока.
В подземных сооружениях, связанных с туннелями, эвакуационные знаки с указанием направления к станции должны быть дополнительно освещены светильником аварийного освещения и содержать информацию о названии станции и расстоянии до нее.
При проектировании аварийного освещения метрополитенов необходимо также учитывать требования СП 2.5.1337-03, СП 32-105-2004, СП 52.13330.2011 и ПУЭ.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
Освещение метрополитена — сложная многоплановая задача. Мы знаем, как осветить объекты метро правильно, и в 100% случаев предлагаем своим клиентам самое оптимальное решение. Проверьте сами!
Спасибо, мы получили Ваше
обращение и перезвоним в
ближайшее время!
В рабочий день среднее время
ожидания не превышает 15 минут
Отправка заявки завершилась неудачей, пожалуйста, повторите попытку позднее