Обеспечение максимально качественной экспозиции, способствующей правильному восприятию цвета, формы, текстуры экспонатов;
Создание комфортных условий для посетителей и безопасных для экспонатов;
Привлечение внимания посетителей и поддержание их интереса с помощью грамотно расставленных акцентов;
Соответствие дизайна освещения общей идее и тематике экспозиции в целом.
Основные принципы
Проектирование системы освещения музеев нацелено на решение основной задачи – обеспечение правильного восприятия посетителями музейных экспонатов. Это предполагает минимизацию влияния таких факторов, как: чрезмерной контрастности, затемнения или излишней засветки тех или иных зон, эффекта ослепления и появления бликов на экспонатах. Все это диктует соблюдения равновесия между тремя разнонаправленными векторами:
Стремлением обеспечить зрительный комфорт;
Требованием создать необходимый уровень освещенности;
Обеспечением безопасных условий для экспонатов.
Создание системы освещения, которая учитывает все требования само по себе является искусством. Не будет преувеличением сказать, что музейное освещение является одним из самых сложных из всех типов освещения и предполагает высочайший уровень профессионализма и качества оборудования.
Важно отметить то, что музейное освещение должно учитывать индивидуальные особенности каждой конкретной экспозиции. Это предполагает обязательное и тесное взаимодействие с экспертами, авторами и музейными работниками.
Уровень освещенности музейных залов во многом зависит от материалов и особенностей экспонатов. Так, живопись, особенно выполненная масляными красками, требует уровня освещенности не выше 150 лк, а изделия из камней или металлов допускают освещенность на уровне 500 лк. Акварели, бумагу, ткань освещают светом в пределах 50 лк. Так как при таком свете трудно отличить цветовые нюансы, рекомендуется использовать приглушенный общий фон интерьера, чтобы глаз воспринимал такое количество света как достаточное. При этом очень важно свести к минимуму воздействие УФ и ИК-лучей, так как эти спектры излучения могут очень негативно влиять на сохранность музейных объектов.
Бумагу можно освещать светом в пределах 50 лк. При более интенсивном свете экспонат может выцветать и выгорать. На фото проект освещения выставки «НЭР: ПО СЛЕДАМ ГОРОДА БУДУЩЕГО. 1959-1977».
Чередуя зоны повышенной или сниженной освещенности, можно создавать определенный ритм, управлять движением посетителей, привлекая их внимание к главным экспонатам или смысловым центрам отдельных зон. Пример на фото, расположенном выше. А можно использовать равномерное освещение, как это реализовано в ЦЕНТРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «УМНЫЙ ГОРОД». На фото ниже.
Типичные ошибки
Использование источников света с низким индексом цветопередачи;
Неправильное распределение акцентного света, резкие тени или блики на экспонатах;
Несоответствие выбранного оборудования тематике экспозиции.
Светильники рассеянного света помогают нейтрализовать слишком активные тени, которые могут возникать от светильников акцентного освещения. Читайте о световых потолках тут.
Выбор оборудования (Светильники для музеев)
Одно из основных правил при освещении произведений искусства — обеспечение идеальной цветопередачи, которую могут обеспечить современные источники света. Совсем недавно светодиодные источники света уступали галогенным по индексу цветопередачи, но сегодня уже существуют светодиоды, имеющие индекс цветопередачи Ra более 97.
Источники света, используемые для освещения музеев, не должны выделять ультрафиолетового и ближнего инфракрасного излучения или иметь соответствующие фильтры. При использовании галогенных ламп их следует размещать не ближе чем на 1 метр до экспонатов.
Светодиодные источники света не выделяют вредных излучений и могут быть использованы в сфере экспозиционного освещения без опасений.
Использование прожекторов на шинопроводе позволяет менять режимы освещения в зависимости от задачи. Что так важно в условиях сменяющихся экспозиций.На фото проект освещения МУЗЕЯ-КВАРТИРЫ АЛЕКСАНДРА СОЛЖЕНИЦЫНА
О том, что могут современные экспозиционные прожекторы читайте в нашей статье.