Под выставками подразумеваются всевозможные временные экспозиции, как культурного и образовательного характера, так и экспозиционного, представляющего достижения различных областей экономики, науки, техники, а также рыночные мероприятия - выставки демонстрирующие товары и услуги. И если объединить все эти мероприятия по общим признакам, то получится, что цель у них одна - выгодная презентация экспонатов. А значит и цели осветительного оборудования всех выставок одни и те же.
На фото выставочный зал компании PRIMA POWER, производителя станков. Правила освещения такого объекта включают себя, как правила освещения торгового объекта, так и музейного.
Итак, какие цели преследует выставочное освещение?
Обеспечение максимально качественной экспозиции, способствующей правильному восприятию и созданию запоминающегося образа;
Создание комфортных условий для посетителей;
Привлечение внимания посетителей и поддержание их интереса с помощью грамотно расставленных акцентов;
Соответствие дизайна освещения общей идее или тематике экспозиции в целом или отдельных ее частей.
Создание системы освещения для выставок является достаточно сложной задачей. Оно предполагает не просто понимание принципов реализации осветительных решений, но и работу с большим количеством факторов, значимых для создания правильной световой среды, способствующей адекватному восприятию экспонатов.
На фото проект освещения выставки «НЭР: ПО СЛЕДАМ ГОРОДА БУДУЩЕГО. 1959-1977». Ссылка.
Проектирование системы освещения помещений выставок направлено на исключение влияния факторов, негативно влияющих на восприятие объектов, представленных на экспозиции. Прежде всего речь идет о: появлении бликов на самих экспонатах и различных поверхностях, эффекте ослепления от слишком яркого источника света, направленного в глаза посетителям, дисбалансе в освещении тех или иных зон, излишней светотеневой контрастности.
Создание системы освещения выставочных залов предполагает понимание и учет большого количества субъективных факторов – особенностей представленных объектов, интерьеров, мнения экспертов и владельцев стендов. Все это предъявляет повышенные требования к профессионализму проектировщиков, монтажников и других специалистов, участвующих в проекте. Особую важность имеет в этом случае и качество оборудования.
Общие требования к оформлению выставочного пространства, мнение дизайнеров, организаторов, - все это влияет на выбор оборудования и концепции освещения. На фото проект освещения выставки «Россия — моя история».
Главная задача освещения выставочных экспозиций – представление в максимально выгодном свете всех выставочных экспонатов. Основным условием этого является привлечение внимания посетителей к конкретным стендам. Но привлечение внимания может быть осуществлено не только за счет светового контраста, но и благодаря дизайнерским решениям.
Акцентный свет является важнейшим элементом выставочного освещения, если говорить о культурных выставках, где сами объекты показа играют главную роль. Общего света здесь может не быть совсем — все зависит от концепции самой выставки и светового дизайна. Чтобы акцентный свет был максимально эффективным, следует правильно рассчитать акцентирующий фактор — соотношение между общей освещенностью и уровнем освещенности в световом пятне или на объекте. Градация эффекта определяется от заметного (соотношение 2:1) до очень драматичного (50:1). Последний можно обеспечить только при очень низком уровне общего света или при его отсутствии.
Для выставок сферы искусства обычно проектируют осветительные системы на базе светильников направленного света. Они светят туда, куда нужно смотреть. На фото выставка «НЭР: ПО СЛЕДАМ ГОРОДА БУДУЩЕГО. 1959-1977».
В сфере выставочной деятельности, если говорить о торговых выставках, дизайн стенды - это то, на что возлагают большие надежды. Именно впечатляющий облик выставочного стенда должен привлекать потенциальных клиентов и способствовать укреплению партнерских отношений. На фото ниже по-настоящему впечатляющий выставочный стенд «Русской медной компании». Ссылка на проект.
Опыт ведущих зарубежных выставочных галерей демонстрирует высокий уровень внимания, которое уделяется организаторами и участниками созданию правильной системы освещения. Выражение «в выгодном свете» – здесь имеет буквальное значение. Благодаря свету привлекается внимание к бренду и формируется необходимый и запоминающийся образ компании.
Типичные ошибки
Использование источников света с низким индексом цветопередачи;
Неправильное распределение акцентного света, резкие тени или блики на экспонатах;
Несоответствие выбранного оборудования тематике экспозиции.
Выбор оборудования
Выбор оборудования для каждой конкретной выставки продиктован задачами освещения. Где-то достаточно общего рассеянного света, где-то требуется драматичная подсветка на акцентах, а в некоторых случаях требования распространяются не только на сам свет, но и на внешний вид самих светильников.
Трековые светильники, которые позволяют с легкостью перенаправить свет при изменениях экспозиции, позволяют создавать мобильные и эффективные системы освещения выставок благодаря возможности максимально точно направить свет в нужную сторону.
Дизайн играет огромную роль в сфере рыночных выставок. Здесь светильники могут быть самыми декоративными. На фото проект освещения «АРХ МОСКВА 2022».
При освещении выставочных экспонатов необходимо избегать чрезмерной освещенности, которая может стать причиной появления нежелательных бликов. При этом, недостаточная освещенность тоже может мешать обзору экспоната. В определенных случаях применяются сразу несколько прожекторов для освещения одного экспоната, так, например, большие картины освещаются с разных углов. Малые формы необходимо подсвечивать таким образом, чтобы световое пятно было соразмерно объекту.
Отдельная тема светового оформления — коммерческие профильные выставки, которые отличаются более ярким, даже агрессивным освещением, главная цель которого — привлечь внимание и способствовать запоминаемости бренда. Освещение выставочных стендов на таких выставках является частью общего дизайна и не так строго ограничивается с точки зрения выбора источников света. Главным остается лишь одно требование — обеспечение качественной цветопередачи.
Дизайнерские светильники могут быть применены и в традиционных музеях и выставочных пространствах. На фото пример: Светильники TOOSH 30 в проекте выставочного стенда. Ссылка.