Индекс цветопередачи R9: о значении качественного освещения музейного пространства
Почему лицо человека на полотне живописца выглядит неестественно серым? А натюрморт тусклым и невыразительным? Пейзаж – холоден и тосклив, а из стен жилища ушли тепло и радость бытия?

Для каждой музейной экспозиции качество освещения экспонатов имеет принципиальное значение. Прежде всего, речь идет о том, насколько цвета красок на картине (или цвета иных произведений искусства) при искусственном освещении воспринимаются также, как они были задуманы и исполнены автором произведения.
Известно, что разное качество искусственного света влияет на то, как человек воспринимает цвета. Степень точности цветопередачи можно измерить. Для характеристики свойств цветопередачи осветительных элементов введено понятие индекс цветопередачи CRI (Color Rendering Index) (си-ар–ай). CRI указывается на упаковке лампы, в технической документации или инструкции к лампе, это число в диапазоне от 0 до 100.
С одной стороны, принцип применения CRI – прост. Чем CRI выше, тем точнее должна быть цветопередача.
Однако, специалисты в области светотехники понимают, что CRI – это усредненный показатель. В индексе цветопередачи CRI используется 15 индексов R: от R1 до R15, где каждый R соответствует своему стандартизированному оттенку цвета. Таким образом, высокий уровень передачи одних цветов может компенсировать (в среднем значении) низкий уровень передачи других.

Допустим, по 15-ти цветам спектра один цвет имеет показатель – 20, остальные – 90, простые подсчеты дадут средний показатель, он составит> 85, что должно соответствовать очень хорошему уровню цветопередачи. Если при этом 20 получил красный цвет, то все теплые оттенки освещаемой поверхности «затухнут» и потускнеют.
То есть, с одной стороны, высокий средний уровень цветопередачи осветительного прибора, с другой – полное искажение картины.
Индекс R9 показывает, насколько точно источник искусственного света способен отражать красный цвет. Источник света с низким значением R9 значительно изменяет красные оттенки; например, человеческая кожа приобретает серо-коричневый, зеленоватый или чрезмерно бледный оттенок; все предметы красных или розовых тонов «выключаются», выглядят отлично от того, как они выглядят при естественном (солнечном) свете.
Солнечный свет состоит из спектра различных цветов, включая видимый свет. Известно, что длина волны электромагнитного излучения, исходящая от солнца измеряется в нанометрах (нм), каждому цвету спектра соответствует длина волн определенного диапазона:
Цвет | Длина волны |
---|---|
Фиолетовый | от 380 нм до 436 нм |
Синий | от 436 нм до 495 нм |
Зелёный | от 495 нм до 566 нм |
Жёлтый | от 566 нм до 589 нм |
Оранжевый | от 589 нм до 627 нм |
Красный | от 627 нм до 780 нм |
Естественный свет воспринимается человеческим глазом как идеальный свет для воспроизведения цвета, поскольку солнечный свет непрерывно охватывает все длины волн от 380 до 700 нанометров.
Цвет предмета – есть его свойство отражать волны определенной длины. Например: яблоко красное, потому что оно отражает больше длинноволнового света, чем средне- или коротковолнового. А трава зеленая, потому что она отражает волны среднего диапазона.
Таким образом, лицо человека на полотне живописца выглядит неестественно серым, натюрморт тусклым и невыразительным, а пейзаж – холодным и тоскливым, потому что при решении задачи освещения музейного пространства не было принято во внимание значение индекса цветопередачи R9.

Источники искусственного света, в отличие от Солнца, чаще всего характеризуются селективным спектром излучения, то есть излучают энергию только определённых длин волн, что означает: они искажают цвета живописи и не передают того, что хотел донести художник, создававший свое произведение при полноценном спектре естественного освещения.
Насколько возможно создание источников искусственного света, способных возвратить цвет, задуманный художником? Современные технологии производства светодиодов позволяют реализовать идею воспроизводства полноценного цветового спектра. Важно, чтобы проект освещения музейной экспозиции реализовывался по принципу «полного цикла»: от постановки задачи – до изготовления и монтажа светильников.
Цветопередача светодиодных ламп определяется составом используемого люминофора (пропорции и концентрации в нем различных примесей), которым покрываются кристаллы светодиодов. Таким образом, от производителя светодиодных ламп зависит представленность цветов в спектре излучения.

Для музейного освещения использование полноценного светотехнического оборудования влияет на впечатление посетителей от экспозиции. В связи с этим, обеспечение высокого уровня цветопередачи во всем спектре, имеет определяющее значение.
Специалисты Компании МДМ-ЛАЙТ учитывают при разработке и реализации проектов музейного освещения не только эффект полноспектрального освещения, но и фактор безопасности всех экспонатов. Известно негативное воздействие ультрафиолета и инфракрасного излучения (нагрев) на произведения искусства.
Применяемые специалистами МДМ-ЛАЙТ в проектах музейного освещения светодиодные светильники не выделяют ультрафиолетовое излучение и практически не выделяют тепло; все проекты соответствую нормативам демонстрационной годовой световой экспозиции для экспонатов II, III и IV групп по светостойкости.
Количество светильников рассчитывается с учетом достижения наилучших результатов и необходимости избегания теней на освещаемой поверхности; матовая поверхность рассеивающей мембраны позволяет избежать бликов на холсте; светильники долговечны, надежны и удобны в эксплуатации.
Обращайтесь к специалистам МДМ-ЛАЙТ за консультациями по обеспечению идеального освещения музейных экспозиций!