Торговые центры
Вопрос влияния освещения на поведение покупателей в последнее время является достаточно актуальным, а исследования подтверждают, что свет является одним из мощнейших инструментов продаж. Современные осветительные решения для торговых предприятий расширяют сферу применения светотехники исключительно как функционального инструмента. В условиях растущей конкуренции от коммерческого света требуется больше, чем просто обеспечение необходимого уровня освещенности.

Правильно подобранное осветительное оборудование решает многие задачи:
- Способствует максимально эффектной презентации товара;
- Создает подходящую атмосферу;
- Формирует запоминающийся образ магазина;
- Осуществляет зонирование помещений;
- Акцентирует внимание на определенных зонах;
- Увеличивает трафик и продажи;
- Повышает энергоэффективность и уменьшает эксплуатационные расходы.
При проектировании системы освещения важно применять принципиально разный подход в зависимости от вида деятельности и специфики торгового объекта.
В зависимости от задачи для освещения могут применяться светильники общего или акцентного света, светильники могут быть функциональными или декоративными. Например, при освещении манекенов в магазинах одежды, часто используется равномерная засветка – освещение, помогающее избегать появления резких теней. А в ювелирных магазинах применяют прожекторы, создающие акцентное освещение для наиболее впечатляющей презентации драгоценностей. При этом ювелирные изделия из серебра или белого золота лучше выглядят в холодном свете, а желтое золото и самоцветы требуют освещения источниками света с теплым спектром.
Автомобили лучше освещать светильниками, дающими рассеянный свет, так можно избежать появления бликов и нежелательной блескости. Последние разработки в области светодиодного оборудования позволяют ритейлерам представлять свою продукцию в наиболее выигрышном свете. Так, выпечка, освещенная специальным светодиодом, выглядит только испеченной и очень аппетитной, а овощи сочными и свежими. Важно отметить, что современные источники света не только обладают специфичными качественными характеристиками, но и не оказывают вредного воздействия на продукты питания и другие товары.

Последние разработки в области светодиодного оборудования позволяют ритейлерам представлять свою продукцию в наиболее выигрышном свете. Так, выпечка, освещенная специальным светодиодом, выглядит только испеченной и очень аппетитной, а овощи сочными и свежими. Важно отметить, что современные источники света не только обладают специфичными качественными характеристиками, но и не оказывают вредного воздействия на продукты питания и другие товары.
Торговое осветительное оборудование должно рассматриваться как средство формирования имиджа, как решение для исполнения маркетинговых задач и как инструмент для создания неповторимой, запоминающейся атмосферы.
Световой дизайн привлечет внимание потенциальных покупателей, акцентирует внимание на достоинствах товара, а комфортная световая среда вызовет желание возвращаться в магазин снова и снова. Для воплощения в жизнь оптимального светового решения необходимо ответственно подходить к проектированию.
Грамотно спроектированное освещение – ключ к созданию необходимой атмосферы. Это утверждение справедливо как для частных, так и для общественных пространств. В торговых объектах свет имеет первостепенное значение. Согласно современным исследованиям, освещение способно увеличить продажи до 40 процентов (например, к подобным результатам пришли в зарубежном журнале CSA: The Business of Retail).
«ТОРГОВЫЙ» СВЕТ: НА ЧТО ВЛИЯЕТ
Доказано, что свет напрямую влияет на настроение и мотивацию человека. Достаточное и продуманное освещение торговых объектов помогает решать следующие задачи:
• привлечение покупателя. В первую очередь это относится к освещению витрин;
• представление бренда и его концепции. Первое впечатление покупателя сложится именно за счет посещения магазина;
• создание располагающей обстановки. Важно, что свет должен не только обеспечивать комфортную навигацию, но и способствовать приятному нахождению клиента на территории объекта;
• продвижение продукта. Свет выгодно подчеркивает его особенности (цвет, форму, структуру, цвет и т.д.);
• мотивирование покупателя на покупку;
• увеличение общего процента продаж;
• снижение расходов на электроэнергию. Правильно подобранные осветительные приборы отличаются как высокой функциональностью, так и меньшими расходами.
С ЧЕГО НАЧАТЬ? ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
На подготовительном этапе следует выделить главные цели, которых вы планируете добиться. Ниже приведены несколько вопросов, ответы на которые помогут разобраться в сущности вашего проекта:
• Какова концепция вашего торгового центра?
У разного типа торговых объектов – совершенно разные задачи. Освещение магазина одежды будет отличаться от освещения продуктового магазина.
• Какие основные зоны внутри объекта?
Ответ на этот вопрос поможет установить, где и на какой высоте должны быть установлены светильники
• Какие осветительные модели являются вашим приоритетом?
Следует в первую очередь учитывать: технические и функциональные характеристики (цветовая температура, индекс цветопередачи, коэффициент пульсации и др.), конструкционные особенности, тип монтажа и дизайнерские составляющие
• Какие приборы вы подберете под конкретные уровни освещения?
Выделяют как минимум три уровня: общее, рабочее и акцентное освещение. Общее освещение – равномерное и правильно распределенное, создаст необходимую атмосферу; обычно реализуется при помощи потолочных или подвесных светильников. Рабочее освещение – освещение функциональных зон (от кассы до примерочных). Наконец, акцентное освещение – подсветка отдельных товаров, аксессуаров и элементов дизайна; успешно осуществляется с использованием прожекторов и светильников технологии darklight.

ОСВЕЩЕНИЕ ВИТРИНЫ
Витрина – визитная карточка магазина. Именно при взгляде на нее покупатель принимает решение, посещать магазин или нет. Освещение витрины – не просто демонстрация товара, но шаг к пониманию идеалов и ценностей вашего бренда.
Так, осветить витрину магазина одежды – например, манекены, возможно при помощи трековых светильников или регулируемых прожекторов. Для создания уютной атмосферы активно применяются торшеры или настольные лампы.
Важно помнить, что уровень освещенности витрины всегда выше внутреннего, и световые акценты имеют первостепенное значение.
Использование прожекторов при освещении витрин можно рассмотреть на примере одного из наших проектов: KARL LAGERFELD (справа).
ОСВЕЩЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ПОМЕЩЕНИЯ МАГАЗИНА И ИНТЕРЬЕРА
Весь фокус должен быть сосредоточен на товаре. Как только мы определились с его характеристиками и особенностями, первое, на что следует обратить внимание, это цветовая температура. Например, для освещения продуктового магазина следует использовать теплый свет, а для магазинов одежды и косметики предпочтителен холодный.
Другой аспект – это создание световых контрастов, способных не только акцентировать внимание покупателя, но и подчеркнуть визуальную неповторимость объекта. Добиться такого эффекта можно при помощи дизайнерских светильников или светодиодных прожекторов с возможностью регулировки яркости.
ОСВЕЩЕНИЕ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ
Проектирование освещения ТРЦ – комплексная задача, для решения которой подойдут крупногабаритные модели, или светильники с возможностью соединения в непрерывные линии. Создание оригинальных световых композиций обеспечат объект неповторимым обликом.
ИТОГИ
Освещение торгового объекта – это первый шаг к установлению связи с потенциальным покупателем. Через свет проявляется профессионализм, внимание к деталям и качеству продукции. Он также помогает индивидуализировать магазин и четко выделить его среди конкурентов.

Индивидуальные решения:
- Подбор светильников с учетом специфики проекта.
- Возможность кастомизации оборудования (дизайн, цвет, форма).
- Услуги светотехнического проектирования.
Технологичность и энергоэффективность:
- Применение передовых технологий (LED, умное управление освещением).
- Высокий индекс цветопередачи (CRI) и энергоэффективность (лм/Вт).
Надежность и поддержка:
- Полный цикл услуг: от разработки до установки.
- Гарантия на продукцию и постпродажная поддержка.
- Техническая консультация и обучение для клиентов.