Не листик и не облако: как биоморфный дизайн светильников создает следующую волну комфорта в интерьере
Глаз и мозг: как они функционируют вместе? Почему в схематично прорисованных контурах стены городских зданий со шпилями мы угадываем Санкт-Петербург; в двух изогнутых полуовалах, исходящих из одной точки – сердце; а в сочетании заостренного книзу треугольника с шаром на противоположной стороне безошибочно узнаем мужчину, изображение которого является сигналом о предназначении соответствующего помещения? Или чем объяснить достоверный факт о том, что испанцы-конкистадоры на лошадях во время испанского завоевания Центральной Америки воспринимались американскими индейцами как единое существо и наводили мистический ужас своим видом на местных жителей? И как, в конечном итоге, все эти факты, и их объяснение, связаны с развитием ультранового направления в дизайне освещения?

Светильник ORCA от МДМ-ЛАЙТ. Дизайн светильника вдохновлен формой и контрастной окраской касатки.
На все эти совсем не простые вопросы отвечает наука гештальтпсихология. Немецкое слово «гештальт» (Gestalt) означает «форму, образ», согласно гештальтпсихологии – психологическому течению, которое возникло в начале 1900-х годов в Германии, восприятие целостности визуального образа не зависит напрямую от восприятия отдельных элементов этого образа. «Целое не является суммой отдельных частей», — говорил один из отцов-основателей гештальпсихологии Курт Коффка.
Психика человека устроена таким образом, что каждый новый визуальный образ воспринимается в сравнении с уже знакомыми образами, как некая «узнаваемая сущность», по-другому этот процесс можно назвать «схватыванием»: человек в целом узнает (схватывает) образ и домысливает его детали на ходу, они уже не так важны. Любопытно, как в соответствии с этим выведенным гештальпсихологами принципом было, например, объяснено поведение американских индейцев, не разделяющих в своем восприятии человека в доспехах и лошадь: американские индейцы не видели до начала завоевания Америки ни людей в доспехах, ни лошадей; появившийся новый образ просто не с чем было сравнивать.
Итак, человеческой психике свойственно воспринимать визуальный образ в целостности. Этот ключевой посыл и стал тем самым движущим элементом, запустившим новую волну дизайна в освещении. Объясним, как это работает, но сначала обратим внимание на значение природы и свойственных природе образов для благополучия психики человека, то есть обратимся к понятию «биофилия», обозначающему дизайнерский стиль, возвращающий человека к его природным истокам.
Биофильный стиль использует максимум инструментов для того, чтобы создать в городских интерьерах (и экстерьерах) подобие природы и природосообразной жизни человека. Для этого применяются природные цвета и текстуры, природные орнаменты, фитодизайн, так называемый звуковой ландшафт (система звуков, напоминающая человеку живую природу); живой свет, технологии, имитирующие движение в естественном освещении: мягкие колебания интенсивности (как от колышущихся листьев), едва уловимые движения «солнечных зайчиков», плавные изменения цветовой температуры в течение дня и др.
Доказано, что биофильный дизайн имеет выраженный психологический эффект: повышается уровень комфорта человека, растет его доверие к окружающему пространству; улучшается настроение, и уходят стресс и тревоги; на 20% и более улучшаются когнитивные функции (прежде всего, рабочая память и концентрация внимания), на 50% и больше повышается уровень креативности/творческого отношения к окружающей действительности и др. Все эти положительные моменты ведут в итоге к: увеличению продолжительности пребывания человека в комфортном для него пространстве, и пребывание это становится более продуктивным, творческим и радостным — растут лояльность, эффективность, коммерческие показатели.
Биоморфизм — есть следующая ступенька в развитии природосообразного дизайна. Базируясь на принципах гештальтпсихологии, дизайнеры – биоморфисты обращаются к природе на новом уровне эстетического воплощения идеи. Не обязательно крепить к потолку имитацию облаков для воспроизведения визуального образа безграничного воздушного пространства – для биоморфистов достаточно плавных линий светильников и выстроенной свето-теневой модели освещения, чтобы находящийся в помещении человек интуитивно «схватил» образ, а его сознание мгновенно сопоставило образ, формируемый линиями, светом и цветом, со знакомым образом прекрасного небосклона, усеянного барашками облаков.

Светильник SPECTRI: концепт от МДМ-ЛАЙТ. Светильник - волна повторяет морские изгибы.
Биоморфизм, как самый влиятельный тренд в коммерческом освещении сегодня, не имеет четких линий и не подчиняется симметрии и копированию природных явлений. Он пришел из природы, но это — не прямые, точные копии цветов или деревьев. Это — использование абстрактных органических форм, паттернов (повторяющийся шаблон, образец) и структур, которые наш мозг подсознательно считывает как «естественные» (природные) и «правильные», то есть, как бы сказали гештальт-психологи, законченные, полностью соответствующие знакомому образу.
Важно движение в нужном направлении, с пониманием психологии человека. От природного – к техногенному и от техногенного – к природному: это – не одно и то же. Клубника в форме куба или листва противоестественного фиолетового цвета вызывают у нас тревогу. Доказано экспериментально: мы бессознательно ищем в мире знакомые, природные очертания.
И искусственный свет может, согласно теории биоморфного дизайна, говорить на языке природы.
С чем связана актуальность тренда на биоморфизм именно сейчас?
Эксперты связывают ее с обострившейся потребностью на «детокс» (буквально, процесс избавления от токсичных веществ из организма, направленный на восстановление его внутреннего баланса, улучшение самочувствия и предотвращение осложнений). Засилие цифрового, угловатого, техно — дизайна вызывает ответную реакцию – запрос на противоположность: округлые, обтекаемые, мягкие формы, рассеянный свет, приглушенные тона – отдых восприятия и релакс через напоминание о природе, природных ландшафтах, радости и жизни.
В чем отличие биоморфного светильника?
Его почти всегда хочется потрогать, прикоснуться как к части окружающей человека живой природы. Формы биоморфных светильников привлекают внимание не яркостью, а сложностью и глубиной восприятия. Сложность и глубина – философия биоморфизма. В природе не существует двух одинаковых раковин или веток. Биоморфный дизайн, особенно если он hand-made (как любая керамика), дает ощущение уникального арт-объекта, не конвейерного продукта. Уникальность – характерная черта биоморфного дизайна!
Какова практическая польза применения биоморфного дизайна в коммерческих пространствах?

Биоморфизм характеризуется обилием мягких природных форм. Выше на изображении одна из идей освещения в стиле "биоморфизм".
Биоморфизм — это не просто эстетично и в хорошем смысле культурно (окультуренные объекты природы). Это, прежде всего, эффективный инструмент решения конкретных задач:
- в ритейле (бутики, концепт-стори): светильник в стиле «биоморфизм» сам по себе становится арт-инсталляцией. Он создает мощную эмоциональную связь с брендом, который ассоциируется с инновационностью, заботой о клиенте и искусством: именно искусством, а не слепым копированием фактур и форм. Он «инстаграмен», но в нем нет приземленного, примитивного, подражательно грубого тона, пошлости. Он – как сверкающие блеском ботинки: та же утилитарность, но, согласитесь, нечто особенное, бросающиеся в глаза;
- в отелях и ресторанах: такой светильник создает камерную, уютную, почти «гнездовую» атмосферу. Зоны, подсвеченные мягкими органичными формами, становятся островками интимности и удовольствия уединения в общении, здесь гости точно хотят остаться дольше;
- в офисе и коворкингах: светильник в стиле «биоморфизм» снижает визуальный шум и агрессию прямых линий и острых углов, помогает зонировать пространство не перегородками, а «островками» света, смягчает геометрию open-space (открытого офисного пространства, универсального офиса), способствует одновременно как повышению деловой эффективности и креативности, так и релаксации.
На что можно обратить внимание дизайнера?
Примеры биоморфных светильников от Компании – флагмана светотехнических решений МДМ-ЛАЙТ.

Форма.
Решения: аморфные, каплевидные, клеточные, волнообразные силуэты светильников. Отказ от прямых и острых углов.
Примером дизайнерского решения в стиле биоморфизма служит декоративный светильник SUF IVELT. Образец ручной работы, выполненный из акрилового листа, необычной формы, напоминающей кристаллическую сосульку в ледяной пещере, за счет изгибов и волнообразных линий. Световой элемент распределяет свет таким образом, что он преломляется по всей длине светильника под разными углами, как это было бы в природе, благодаря чему в помещении создается комфортная и расслабляющая обстановка. Широкий выбор моделей (и их дизайнов) биоморфных декоративных светильников Компании МДМ-ЛАЙТ делает их универсальными в помещениях и интерьерах любого типа.

Материалы.
Решения: керамика (ручная работа, неповторимая текстура), литое стекло с пузырьками и включениями (напоминает лед или воду), полимербетон (имитация камня), глина, текстиль, растения.
Серия светодиодных светильников кольцевой формы hoop! 50 moss является декоративной версией светильника hoop!, внутренняя часть светильника украшена стабилизированным мхом зеленого цвета. Большой выбор размеров — от компактных (d 1020 мм) до больших, с диаметром более двух метров, — позволяет находить решения для освещения любых помещений, в том числе крупногабаритных с высокими потолками. Серия рекомендована для общего, локального и декоративного освещения общественных пространств любого назначения.

Текстуры.
Решения: перламутровое покрытие, напыление под бронзу или ржавчину (патина времени), фрактальные перфорации (как на крыльях бабочки или в коралле), рифленая поверхность (как морская губка), использование декоративных тканей.
Светильники INI LED 60 FLY с корпусом, покрытым цветным фетром природных тонов (желтый, красный, серый) гармонично сочетаются с мебелью и нейтральным фоном интерьера, придавая деревенский эко-стиль пространству универсального офиса.

Свето-цветовой рисунок.
Решения: свет, проходящий через сложную текстуру, отбрасывает на стены и потолок динамичные, живые тени, создавая постоянно меняющуюся игру света, аналогичную той, что бывает в лесу под кронами деревьев и прочее.
Идея освещения PIXELSKY — это крупногабаритный модульный светильник, создающий иллюзию живого неба в интерьере. Конструкция собрана из отдельных световых модулей, каждый из которых управляется автономно. Благодаря этому на поверхности рассеивателя формируется пиксельный рисунок облаков, который мягко меняется во времени, создавая ощущение движения и глубины. Динамический сценарий «облака» позволяет сделать свет эмоциональной доминантой пространства: от легкого, почти незаметного шевеления до более выразительного, графичного рисунка. При необходимости PIXELSKY легко переключается в режим полностью ровного белого свечения для работы или презентаций. Поддерживаются диммирование и настраиваемый белый свет, что позволяет адаптировать атмосферу под задачу: от теплого расслабляющего до холодного концентрирующего.
Несколько слов в заключение.
Биоморфный дизайн — это не декоративный стиль, это философия жизни и дизайна. Это — осознанный шаг от функционально-утилитарного освещения пространства к созданию эмоционально благополучной человекоцентричной среды. Выбирая искусственный свет в стиле биоморфного дизайна, вы инвестируете не в осветительный прибор или управляемую систему освещения, а в самочувствие и лояльность тех, кто будет находиться в этом пространстве продолжительное время и, что очень важно, захочет всегда в него возвращаться.
Компания МДМ-ЛАЙТ производит высококачественное светотехническое оборудование и осуществляет все виды работ в соответствии с заявленными характеристиками и требованиями действующих нормативно-правовых актов и стандартов.
На все выпускаемое осветительное и иное оборудование, а также производимые проектировочные, строительно-монтажные, пусконаладочные и иные работы предоставляется гарантия. Гарантийный срок на светотехнику зависит от конкретного типа оборудования и составляет от 18 до 60 месяцев.
Гарантийное обслуживание осветительного оборудования, изготовленного МДМ-ЛАЙТ, проводится на территории основного производства (г. Мытищи).
Гарантийные обязательства действуют во всех случаях, если не были нарушены условия транспортировки, хранения, монтажа и эксплуатации изделий, указанные в паспорте, а также инструкциях по монтажу, эксплуатации и условиях поставки.
Клиентам МДМ-ЛАЙТ предоставляется возможность заполнения рекламационного заявления на сайте Компании.
МДМ-ЛАЙТ гарантирует, что каждая рекламация будет рассмотрена в кратчайшие сроки, не превышающие 2-х недельного срока, в том числе, в случае труднодиагностируемой неполадки.