Освещение продуктовых магазинов
Хорошее освещение в продуктовых магазинах нужно всем: оно приносит положительные эмоции и помогает покупателю выбрать товар, а продавцу – повысить продажи. Это касается любого магазина. А продуктового – в особенности, ведь конкуренция в сфере торговли продуктов питания постоянно растет. Яркий свет способствует активизации покупательских потоков, что для больших магазинов очень актуально.
Цели и задачи
- Создание комфортной атмосферы (общий свет)
- Качественная презентация товара (акцентный свет)
- Создание запоминающегося образа (декоративное освещение, световой дизайн)
- Зонирование и навигация

Основные принципы
- Равномерная освещенность и достаточно высокий (от 400 до 1000 люкс) уровень общего света;
- Использование источников света с цветопередачей Ra90 и более;
- Акцент на товар: освещенность товарной выкладки должна быть как минимум на 40% выше уровня общего света;
- Подсветка товаров исходя из деления всех цветов на холодные и теплые.
Виды торгового осветительного оборудования
- Общее освещение: встраиваемые светильники, линейные (магистральные) подвесные системы, которые обеспечивают максимальную равномерность освещения и являются идеальным решением для магазинов и супермаркетов;
- Акцентное освещение: светодиодные прожекторы на шинопроводе и встраиваемые поворотные светильники;
- Декоративное освещение: создание выразительного образа магазина с использованием различных декоративных светильников, оригинальных дизайнерских световых решений.
Выбор оборудования
Главная задача – разбудить аппетит покупателя максимально эффектной презентацией товара.
Типичные ошибки, допускаемые при освещении магазина:
- Неравномерная общая освещенность;
- Использование слишком яркого общего света, вызывающего зрительный и психологический дискомфорт;
- Неправильно выстроенный свет в помещениях с множеством отражающих поверхностей, создающий блики на товарной упаковке, ценниках, глянцевых поверхностях, стекле;
- Низкий акцентирующий фактор (соотношение уровня общего и акцентного света), при котором не происходит выделения отдельных групп товара (глазу не за что зацепиться);
- Отсутствие концепции в проекте, непродуманное, бессистемное размещение оборудования без учета расстановки торгового оборудования и типа товара.
Зонирование
Зонирование и маршрутизация покупательских потоков в магазине может осуществляться с помощью использования в различных отделах светового оборудования разного типа (подвесные, встраиваемые, накладные светильники) и уровня светового потока, а также применением различных принципов в освещении (сочетание общего и акцентного света, выделение островных зон и т.д.).

Отдел хлебобулочных и кондитерских изделий
- Для освещения, особенно акцентного, используются преимущественно источники света с цветовой температурой 2000-2700К (теплый белый свет), подчеркивающие цвет свежей сдобы и сыров.
- Так как УФ и ИК излучение традиционных люминесцентных, галогенных и металлогалогенных ламп наносит вред всем видам сыров, хлебобулочных и кондитерских изделий, при их освещении необходимо использовать оборудование с защитными фильтрами либо светодиодные источники света.
В ассортименте МДМ-ЛАЙТ есть специальные светодиодные модули для продуктовых магазинов. Уточняйте информацию у нашим менеджеров.
Овощи и фрукты
- Использование источников света с ярко выраженным холодным или теплым оттенком вызывает искажение отдельных цветов.
- Недостаточная освещенность.
Мясной отдел
Для освещения мяса часто применяются светильники с холодным светом, в котором мясо выглядит не аппетитным, поверхность мяса приобретает зеленый или синий оттенок.
Рыба
Для освещения рыбы и морепродуктов лучше не использовать теплый свет. Такой свет может придать рыбе и льду, на которой она лежит, желтый оттенок.
Алкогольная продукция
Алкоголь не выносит теплового воздействия, поэтому в винном отделе используются маломощные светодиодные светильники, обладающие низкой тепловой отдачей. Общий свет, как правило, приглушенный или отсутствует.
Яркая акцентная подсветка мощными прожекторами вызывает бликование бутылок и витринного стекла
Сопутствующие товары
В зоне сопутствующих товаров, где довольно высок процент импульсных покупок, рекомендуется яркое общее освещение в сочетании с акцентной подсветкой для повышения просматриваемости отдельных групп товаров.
Кассовая зона
Более высокий по сравнению с остальным пространством уровень освещенности позволяет активизировать покупательский поток и снизить количество ошибок в работе кассиров. Недостаточный уровень освещенности вызывает быструю утомляемость, снижение внимания, что отражается на точности работы.
Входная зона
Входная зона формирует имидж магазина уже на подходе к нему, поэтому освещение здесь должно быть продуманным. Особенно когда речь идет о магазинах высокого ценового сегмента.