Освещение магазинов одежды и обуви

Цели и задачи
- Создание системы освещения магазинов, способствующей максимально эффектной презентации товара;
- Поддержание атмосферы уюта и комфорта;
- Формирование в сознании покупателей яркого, запоминающегося образа магазина.
Основные принципы
- Ярко выраженное преобладание акцентного света над общим, более «драматическое», эмоциональное освещение, которое может строиться только на акцентах;
- Рекомендованные параметры: уровень освещенности торгового зала не менее 500 лк, акцентный свет 1500 лк, освещение витрин — до 3000 лк;
- Акцент на товар: освещенность стеллажей и стоек как минимум на 40% выше уровня общего света;
- Высокое качество цветопередачи (Ra≥90);
- Применение декоративного освещения и принципов светового дизайна.
Чтобы обеспечить необходимый уровень комфорта персонала и покупателей, освещенность магазина должна выдерживаться в пределах 500-2500 лк. Довольно широкий диапазон позволяет определять общую концепцию освещения в зависимости от формата магазина, ассортимента, стиля одежды или определенных маркетинговых задач. Более интенсивный свет холодной цветовой температуры характерен для магазинов молодежной и спортивной одежды, стоков, а магазины люкс-класса ассоциируются с мягким, приглушенным светом. Понизив уровень освещенности можно выгодно подчеркнуть отдельные группы товара с помощью акцентного света. В небольших магазинах вся система освещения может строиться исключительно на акцентах.
При этом эффектная, почти театральная атмосфера будет способствовать формированию устойчивого зрительного образа в сознании покупателей и запоминаемости бренда.

Освещение торгового зала в магазине одежды может выполнять функции навигации, направляя и ориентируя покупателей в пространстве. Для этих целей используется, например, подсветка стеллажей или световые коридоры, напольная подсветка. В магазинах без стационарного зонирования разграничить вещи из разных коллекций или покупательских групп помогает акцентный свет или световые эффекты с использованием светильников, отличающихся по форме, мощности или цветовой температуре источников света. Световое зонирование позволяет существенно расширить угол обзора и свести к минимуму наличие «холодных» зон.
Витрина
Чем светлее выставленная в витрине одежда, тем менее интенсивным должно быть общее освещение и наоборот. Белая одежда в ослепительно ярком свете может совсем потеряться, равно как и темная в приглушенном. Рекомендуемый уровень освещенности:
- Одежда из светлых тканей: 300-500 лк;
- Одежда из темных тканей и меха: 500-1000 лк и выше.
Для подсветки меховых изделий освещение витрин должно быть более интенсивным, а свет необходимо направлять под углом, так как мех поглощает большее количество света. При этом нельзя переборщить с освещенностью, так как меховые изделия больше всего подвержены выгоранию.
В магазинах одежды, как правило, проектируются композиционные или смешанные витрины, в которых используется равномерная засветка — такое освещение помогает избежать теней, искажающих композицию. При этом свет может быть как заливающим, так и рассеянным, ярким или приглушенным.
Типичные ошибки
- Чрезмерный уровень общего света, перебивающего акцентную подсветку или отсутствие акцентной подсветки;
- Низкий уровень освещенности и плохая цветопередача;
- Отсутствие общей концепции, непродуманное размещение осветительного оборудования без учета расстановки торгового оборудования, стиля одежды, целевой аудитории;
- Плохое освещение примерочных.

Выбор оборудования
Один из важнейших факторов при освещении магазинов одежды — качественная цветопередача. Рекомендуется использовать источники света с индексом цветопередачи Ra ≥ 90, чтобы правильно передать цветовые оттенки тканей и обеспечить эффективную экспозицию товара.
От выбора осветительного оборудования зависит не только атмосфера в магазине и качество презентации товара, но и его сохранность, так как неправильно подобранные светильники и источники света могут вызвать выгорание одежды и тканей. Преимущество следует отдавать светильникам с незначительным теплоотделением и ограниченным ультрафиолетовым излучением. Особенно это касается магазинов, в которых представлены такие деликатные ткани, как шелк, шерсть, кашемир и изделия из них. Чувствительны к свету меха, изделия из кожи и замши. Например, мех не терпит прямого воздействия света, и освещение в меховом магазине рекомендуется выстраивать на отраженном свете.
В магазинах одежды, обуви и аксессуаров как точечные светильники, так и светильники общего света. Свет может быть заливающим, рассеянным, ярким или приглушенным.
Выбор цветовой температуры источников света зависит от множества факторов. В частности, важно учитывать особенности ассортимента: теплый свет делает ярче желтые и красные цвета, а холодный лучше гармонирует с синими и зелеными. Повседневную одежду лучше подсвечивать лампами с холодным светом, так как по своим свойствам он ближе к естественному дневному свету, а вот вечерние наряды освещают более теплым светом.

Индивидуальные решения:
- Подбор светильников с учетом специфики проекта.
- Возможность кастомизации оборудования (дизайн, цвет, форма).
- Услуги светотехнического проектирования.
Технологичность и энергоэффективность:
- Применение передовых технологий (LED, умное управление освещением).
- Высокий индекс цветопередачи (CRI) и энергоэффективность (лм/Вт).
Надежность и поддержка:
- Полный цикл услуг: от разработки до установки.
- Гарантия на продукцию и постпродажная поддержка.
- Техническая консультация и обучение для клиентов.