Освещение станций метро

Транспортные узлы

Метрополитен – одна из самых интересных и наиболее консервативных в отношении освещения областей. Хотя оформлению станций метро в бывшем Советском Союзе придавалось очень большое значение (в этом смысле наш метрополитен существенно отличается от более функциональных станций подземки во многих зарубежных странах), освещение станций метро по преимуществу было минимальным – достаточным лишь для обеспечения безопасности пассажиров.


Однако в последнее время отношение к проектированию метрополитенов существенно изменилось, было принято несколько актуализаций существующих норм и правил. Изменилась и концепция освещения метрополитена, которое все больше раскрывает архитектурно-художественные особенности станций и обеспечивает высокую степень комфорта для пассажиров и персонала. Вместе с тем, появились новые светоотражающие и рассеивающие материалы и технологии, разнообразнее стали форма и размеры светильников. Это позволяет находить более энергоэффективные и экономически оправданные решения, повышать освещенность станций с учетом всех требований и делать освещение более выразительным.


Цели и задачи


  1. Обеспечение безопасного и комфортного пребывания пассажиров и работников метрополитена.
  2. Соблюдение архитектурно-художественного замысла и общей концепции оформления станций.
  3. Создание высокоэффективной и надежной системы освещения, удобной и простой в эксплуатации, с учетом всех современных требований к используемому оборудованию.
  4. Обеспечение аварийным и эвакуационным освещением.

На станциях метрополитена используется преимущественно равномерное общее, а также локализованное рабочее освещение, скрытая (закарнизная) подсветка и направленный свет, подчеркивающий архитектурные особенности и элементы дизайна в оформлении.

Общий свет играет огромную роль в подземных сооружениях, так как помогает преодолеть естественное для человека сопротивление и чувство страха абсолютной темноты. С помощью правильного освещения можно нейтрализовать отрицательное воздействие замкнутого пространства, «снять» давление того многометрового слоя земли, который отделяет нас от солнечного света и воспринимается где-то на подсознательном уровне. Как известно, ярко освещенный потолок и стены помогают визуально расширить границы любого пространства, поэтому на станциях метрополитена рекомендуется обеспечивать достаточную освещенность не только на уровне пола, но и на уровне стен и потолка. Это поможет избежать появления чувства психологического дискомфорта.

Для освещения средних и платформенных залов рекомендуется использовать преимущественно отраженный и переотраженный свет, направляя светильники на стены и свод потолка. Такое освещение обеспечивает высокую степень комфорта и существенно повышает уровень освещенности без лишних энергетических затрат. Использование отраженного света в зоне платформы позволяет машинистам въезжающих на станцию поездов быстрее адаптироваться к свету после темного тоннеля.

Другое, более современное решение, отвечающее требованиям норм, – использование большого количества маломощных светодиодных источников света. Этот прием позволяет реализовывать довольно эффектные и выразительные проекты, обеспечивая при этом высокий уровень освещенности и комфорта. Вместе с тем такая система освещения потребляет мало энергии, не требует эксплуатационных расходов, более надежна и долговечна.

Еще один важный показатель зрительного комфорта освещения – цветопередача источников света. Использование светильников с индексом цветопередачи Ra80 оказывает гнетущее впечатление, а также искажает цвета в отделке интерьера, нарушая общую архитектурную выразительность и эмоциональное восприятие станции. Если в оформлении используются натуральные природные материалы (мрамор, гранит), росписи, мозаики, применение источников света с высоким индексом цветопередачи обязательно.

При проектировании освещения станций метрополитена следует учитывать и показатель дискомфорта. Среднее значение показателя дискомфорта осветительных установок должно быть не более 20 с допустимым превышением не более 20%. При этом светильники не должны создавать бликов на мониторах работников метрополитена и в поле их зрения, зеркалах и камерах наблюдения.

Для освещения платформенных и средних залов светильники устанавливают в карнизах свода, кессонах. При открытом размещении светильники обязательно должны иметь матовые рассеиватели, исключающие ослепление машинистов. Не допускается размещение светильников над эскалаторами и ступенями лестниц, над рельсами путей и на высоте более 5 м.

Долгое время она не могла превышать пять с половиной метров, потому что именно такой размер имеют ремонтные вышки, используемые для обслуживания и замены ламп. При размещении светильников на путевых стенах вышки не нужны – для их обслуживания прокладываются коридоры вдоль платформ, которые также используются для прокладки кабелей и отвода дыма при пожаре.

К сожалению, российские нормы проектирования освещения метрополитена не учитывают такой важный в условиях отсутствия естественного света показатель, как неравномерность освещенности. В зарубежных аналогах наших СНиПов отмечается, что минимальный уровень освещенности на краю пассажирской платформы по отношению к средней (средний коэффициент неравномерности) не должна превышать 1:5 для средних и малых станций, 1:7,5 для крупных станций (GM/TT0146 Lighting of Railway Premises, British Railways Board Group Standard, 1993).

Примером ярко выраженной неравномерности могут служить станции «Волжская» и «Славянский бульвар», где освещение осуществляется с помощью высоких торшеров, создающих резкие тени и блики, а коэффициент неравномерности почти в два раза превышает норму (на станции «Волжская» он составляет 1:15).

Освещение помещений для размещения аппарата управления, административно-технического персонала служб и других подразделений метрополитена проектируется в соответствии с требованиями к офисному освещению. При этом нужно учесть, что при отсутствии естественного света в помещениях с постоянным пребыванием работников нормы освещенности следует повышать на одну ступень.

Как правило, в метрополитенах применяются светильники промышленного производства с пониженным уровнем шума, работающие на напряжение 220 и 380 В переменного тока. Для общего света зачастую применяются массивные люстры и декоративные торшеры, которые нередко изготавливаются в индивидуальном порядке и становятся стилеобразующими элементами в архитектурном ансамбле станций, создавая необходимую атмосферу и колорит. Светильники индивидуального изготовления должны отвечать требованиям норм пожарной безопасности. Подвесные светильники с одним узлом крепления должны иметь страховочные и спускные устройства.

Для подсветки эскалаторов чаще всего используют традиционные торшеры, претерпевшие некоторые изменения. Чтобы повысить уровень освещенности ступеней, светильники поднимают на большую высоту, чем раньше. Это также помогает предотвратить повреждение и оклеивание плафонов рекламными листовками. Источники света должны быть эффективными, то есть светодиодными.

Постоянное совершенствование источников света, появление новых материалов и оптики позволяет находить более эффективные решения для освещения эскалаторного полотна. Так некоторые современные станции уже используют встраиваемые светодиодные светильники, установленные в боковые и верхние неподвижные части эскалаторов. В первом случае светильники встраиваются на уровне ступеней, во втором – светят направленно вверх, обеспечивая необходимый уровень освещенности комфортным, отраженным от свода эскалаторного тоннеля светом. И в том, и в другом случае удовлетворяется важнейшее требование – невидимость источника света и исключение эффекта ослепления пассажиров.

Массивные люстры становятся стилеобразующими элементами в архитектурном ансамбле станций, создавая необходимую атмосферу и колорит, скрытая (закарнизная) подсветка подчеркивает архитектурные особенности и элементы дизайна в оформлении.


На вновь проектируемых и реконструируемых станциях метро используются точечные светодиодные светильники для подсветки края платформы и оповещения о подходе поезда: линия из горящих точек обозначает безопасное расстояние для пассажиров на платформе в отсутствие поезда, а при его приближении начинает постепенно гаснуть. После полной остановки поезда линия исчезает и вновь загорается после отхода состава от платформы.

Оборудование для метрополитена должно иметь повышенный ресурс надежности, так как любая перегоревшая лампа связана с необходимостью получения специального разрешения на замену и работу технических служб в ночное время. Кроме того, оно должно быть энергоэффективным и экономичным, ведь работа подземки связана с потреблением огромного количества электроэнергии. Светильники для  переходов должны быть защищенными и вандалоустойчивыми.

Еще одно немаловажное требование – удобство и простота в эксплуатации. Как это ни парадоксально звучит, но недостаточный уровень освещенности на многих станциях столичной подземки связан с недостатками в эксплуатации светильников. Световой поток ламп зачастую «съедается» пылью, осевшей на стенках ламп и отражателей, нередки и случаи, когда перегоревшие лампы не меняются, так как доступ к источнику света затруднен или даже невозможен без демонтажа. 


Аварийное освещение метрополитенов


Помимо общего освещения станции метрополитена в обязательном порядке оборудуются аварийным и эвакуационным освещением. Аварийное освещение должно обеспечивать функции освещения безопасности при эвакуации. Эвакуационное освещение должно обеспечивать указание направления и пути эвакуации.

К аварийному освещению станций метрополитена предъявляются особо высокие требования. Аварийное освещение предусматривается в пассажирских, производственных и санитарно-бытовых помещениях станций, в перегонных тоннелях и в притоннельных сооружениях. Оно отнесено к особой группе электроприемников I категории. В качестве третьего (независимого) источника питания используют источники бесперебойного питания. Время работы светильников в аварийном режиме от этих источников должно быть не менее 1 часа.

Освещенность при работе аварийного освещения в помещениях для пассажиров (вестибюли, кассовые залы, платформенные залы) и тоннелях должна быть не менее 5 % от уровня рабочего освещения, нормируемого для данного помещения. При этом в пассажирских помещениях освещенность должна быть не менее 10 лк, в тоннелях – не менее 0,5 лк. 

Номинальное напряжение источников света, используемых для аварийного освещения, должно соответствовать напряжению источника бесперебойного питания. Рекомендуется использовать осветительные приборы с электронными ПРА и энергосберегающие лампы. Тем не менее, на многих станциях для аварийного освещения до сих пор используются светильники с лампами накаливания, так как они одинаково хорошо работают от источника бесперебойного питания как переменного, так и постоянного тока.

В подземных сооружениях, связанных с туннелями, эвакуационные знаки с указанием направления к станции должны быть дополнительно освещены светильником аварийного освещения и содержать информацию о названии станции и расстоянии до нее.


Типичные ошибки

  • Низкий уровень общего света.
  • Чрезмерная неравномерность освещенности отдельных частей станции.
  • Использование источников света с низким индексом цветопередачи.
  • Игнорирование цветовой температуры источников света при замене ламп.
  • Проектные решения, оставляющие в темноте потолок и стены.
Cервис МДМ-ЛАЙТ
  • Сервис в цифрах:

1. Гарантия от 1 года до 5 лет

2. На все запросы отвечаем в течение 24 часов (в выходные по вопросам технической поддержки)

  • Техническая поддержка:

Мы всегда на связи, чтобы ответить на любые ваши вопросы и предоставить необходимую помощь по эксплуатации и обслуживанию нашей продукции. Наши специалисты предоставят консультации по монтажу или эксплуатации оборудования. 

Услуги по установке и настройке оборудования согласовываются с вашим менеджером. Если монтаж выполняется нашей командой, мы обеспечим полную настройку. В случае, если система управления требует участия другой компании, мы готовы сотрудничать и координировать действия для достижения наилучшего результата.

  • Гарантийное обслуживание: 

На все оборудование торговой марки Босма предоставляется гарантия. Гарантийный срок указан в паспорте к оборудованию.

МДМ-ЛАЙТ гарантирует соответствие выпускаемого оборудования требованиям технической документации и обязательным требованиям действующих государственных стандартов.

МДМ-ЛАЙТ - это:

Индивидуальные решения:

  • Подбор светильников с учетом специфики проекта.
  • Возможность кастомизации оборудования (дизайн, цвет, форма).
  • Услуги светотехнического проектирования.


Технологичность и энергоэффективность:

  • Применение передовых технологий (LED, умное управление освещением).
  • Высокий индекс цветопередачи (CRI) и энергоэффективность (лм/Вт).


Надежность и поддержка:

  • Полный цикл услуг: от разработки до установки.
  • Гарантия на продукцию и постпродажная поддержка.
  • Техническая консультация и обучение для клиентов.
Реализованные проекты
Подробнее
Обсудить проект